Федеральный государственный стандарт дошкольного образования разработан впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу с 1 сентября 2013 года федерального закона "Об образовании" в Российской Федерации № 273 от 29.12.2012 г. , в соответствии с которым дошкольное образование впервые стало самостоятельным уровнем общего образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт включает в себя требования к:
- структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
- условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
- результатам освоения основных образовательных программ.
В отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.В соответствии с принятой разработчиками идеологией дошкольное детство рассматривается в ценностной системе координат культуры достоинства, а не только культуры полезности. В этой системе координат ребёнка ценят, а не оценивают, детство является самоценным этапом, а не только подготовкой к школе; образование выступает как институт социализации и индивидуализации и не сводится к сфере услуг.
Основные принципы Стандарта
- Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека
- Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей
- Уважение личности ребёнка
- Реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка
Основные принципы дошкольного образования
- Полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение детского развития
- Индивидуализация дошкольного образования
- Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений
- Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности
- Сотрудничество Организации с семьёй
- Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства
- Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности
- Соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития детей (возрастная адекватность)
- Учёт этнокультурной ситуации развития детей
Федеральный Государственный Стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО)
Коментарии к Федеральным Государственным Стандартам дошкольного образования
"Образовательные стандарты" ссылки на ФГОС начального, основного и среднего общего образования: https://docs.edu.gov.ru/#activity=26